Эксклюзив

Палеоихтиологам многие годы не дает покоя вопрос о происхождении и эволюции как самих коньков, так и в целом очень разнообразной группы рыб, известных как игловидные. К сожалению, происхождение игловидных до сих пор остается загадкой, но зато в вопросах, откуда появилась «морская лошадка», наметился очевидный прогресс.

Ископаемые игловидные рыбы, в том числе и собственно рыбы-иглы, были известны ещё с конца XVIII века. А вот древних видов морских коньков описано не было. Отпечатки ископаемых коньков находили, но только в очень молодых верхнеплиоценовых отложениях Италии, возрастом порядка 3 млн лет. Принадлежали эти животные к современному виду рыб — длиннорылому морскому коньку (Hippocampus guttulatus).

Hippocampus guttulatus

В 1988 году в США вышла книга, совершившая настоящий переворот в популярном, общедоступном восприятии эволюции. Известный британский писатель и популяризатор науки Дугал Диксон назвал ее "Новые динозавры" и посвятил размышлениям о том, во что бы могли превратиться хорошо знакомые всем нам динозавры, если бы они не вымерли в конце мелового периода.

Идея "переиграть эволюцию заново" оказалась сколь плодотворна, столь и заразительна. На днях два российских автора – палеонтолог, доцент СГТУ Максим Архангельский и журналист Антон Нелихов – предложили широкой публике свой взгляд на то, какими стали бы мезозойские обитатели российских просторов, сложись все иначе >>

В недавнем номере журнала Current Biology было опубликовано описание нового морского ящера-плиозавра из Поволжья, выполненное совместно бельгийскими, британскими и отечественными палеонтологами. В состав исследовательского коллектива вошли россияне – Николай Зверьков (МГУ*), Максим Архангельский (СГТУ**), Илья Стеньшин (УОМК***), Глеб Успенский (УлГУ****).

Остатки плиозавра были обнаружены Глебом Успенским в отложениях мелового периода (готеривский ярус, возраст - около 130 млн лет) на берегу р. Волга у с. Сланцевый рудник Ульяновского района Ульяновской области. Из вмещающих глин палеонтологами был извлечен почти полный скелет животного. Остатки найдены в 2002 г. Более 10 лет продолжалась их кропотливая препарация и консервация. И это не удивительно – длина скелета составляет 6,5 м. Один только череп – 1,6 м.

Российские палеонтологи, изучающие остатки рыб палеогенового возраста в Краснодарском крае, совершили неожиданное открытие. В их руки попалась древняя рыба-игла, тело которой покрывали острые шипы.

О том, что еще удивительного увидели ученые в этом животном и какое значение для науки оно будет иметь, PaleoNews рассказал палеонтолог Государственного Дарвиновского музея Ярослав Попов >>

Команда из трех российских палеонтологов из Москвы, Санкт-Петербурга и Саратова открыла в Поволжье кость "зубастой птицы" мелового периода – ихтиорниса, ранее известного только в Новом Свете – на территории США, Мексики и Канады. Статья с описанием находки была опубликована в крупном международном журнале Cretaceous Research. Материалом для научной статьи послужил маленький фрагмент берцовой кости длинной всего около 1 см. Как эта находка была сделана и что она дает науке, рассказывают PaleoNews двое из авторов открытия – Никита Зеленков из Палеонтологического института РАН в Москве и Евгений Попов из Саратовского государственного университета.