Статьи

На рисунке — раннепермская амфибия платигистрикс из группы темноспондильных. За долгую историю своего существования амфибии претерпели массу изменений, которые отражались на их внешнем виде порой самым причудливым образом.

Изображение © Nobu Tamura с сайта deviantart.com

В начале пермского периода, около 295 млн лет назад, природа ставила необычные эксперименты. эдафозавров рептилии, вроде узнаваемых эдафозавров и диметродонов, обзаводились тогда большим парусом на спине. А вместе с ними жила не такая заметная амфибия платигистрикс, чей парус был не менее выразительным.

Вести об открытиях российских палеонтологов приходят из разных уголков страны постоянно, вот только мало кто знает, куда попадают кости динозавров после того, как научные статьи уже опубликованы. В специализированные хранилища? В закрытые кафедральные коллекции? И есть ли вообще шанс у обычных любителей динозавров когда-нибудь увидеть зубы и черепа древних ящеров, найденные на территории России?

Доцент СПбГУ, специалист по мезозойским позвоночным доктор биологических наук Павел Скучас рассказал, какие древние кости удалось найти петербургским ученым во время летних экспедиций, где они теперь хранятся, а также как на самом деле должна выглядеть современная палеонтологическая коллекция.

Взрыв астероида мощностью в сто миллионов мегатонн на годы поверг Землю в кромешный мрак, уничтожив все крупные виды животных без помощи вулканов.

Динозавр, реагирующий на вспышку от падающего небесного тела, в представлении художника. Фактически, герой изображения мог быть покрыт перьями. / ©Dinosaurs in the Wild

Шестьдесят шесть миллионов лет назад все наземные виды животных, живущих вне нор, вымерли. Вину за это пытались возложить и на колоссальные по масштабу извержения декканские вулканы, и на взрыв астероида. Как стало ясно теперь, вулканы ни при чем, и ниже мы расскажем почему.

image 1

На фото — скелеты взрослого носорога телеоцераса (Teleoceras) и его детеныша в местонахождении Ашфолл (Ashfall Fossil Beds), которое сформировалось в середине миоцена, около 12 млн лет назад, после извержения Йеллоустонского супервулкана. Катастрофическое событие стало причиной гибели целого стада древних животных, на радость палеонтологам, нашедшим сотни скелетов жертв супервулкана.

image 1

Широкая популярность динозавров может вредить популяризации палеонтологии.