Колонки

Наш постоянный автор Констатин Рыбаков, который перевел на русский язык «Ренессанс динозавров» Роберта Бэккера и «Динозавры: 150000000 лет эволюции» Даррена Нейша и Пола Баррета, рассказывает о незаслуженно обойденном вниманием киношников абелизавриде карнотавре.

В «Мире юрского периода» мне понравился разве что карнотавр. Знаменит он благодаря рогам на голове, но в кино и документальных передачах появляется редко. Dinopedia приводит список из почти тридцати пунктов, но более-менее заметные из них — разве что сериал Terra Nova и игра Ark: Survival Evolved. В крупных же голливудских фильмах он в прошлый раз появился в мультфильме «Динозавр» в 2000-м году.

Наши партнеры из Noosphere Studio выложили в своем паблике расшифровку рассказа Станислав Дробышевского о наших древних родичах — плезиадаписовых.

Первые приматоподобные существа — пургаториусы (Purgatorius) — существовали в райском мире начала эпохи палеоцена, когда было очень тепло, планету частично покрывали тропические леса, мезозойское похолодание закончилось, и в тропических лесах почти не было хищников. К тому времени динозавры уже вымерли, а хищные птицы ещё не появились на свет. Хищные млекопитающие также ещё не появились в эту эпоху.

В период с середины — конца эпохи палеоцена и до начала следующей эпохи эоцена на свет появляются хищники. Счастье не могло длиться вечно для растительноядных животных. Появляются многие виды птиц, например, такие как совы. Более того, во Франции в эоценовых отложениях были найдены погадки этих ископаемых сов с костями приматов. Мы точно знаем, что совы охотились на наших предков. Появляются кости этих самых сов и первые хищные млекопитающие. В частности, креодонты (Creodonta) и первые предполагаемые представители отряда хищных (Carnivora).

Перед вами мирно шагающий двуногий динозавр. Примерно так могли выглядеть сатаплиазавры, оставившие полторы сотни следов на месте современной горы Сатаплиа неподалеку от грузинского города Кутаиси. «Сатаплиа» по-грузински означает «медовая»: по преданию, на южном склоне горы раньше во множестве селились дикие пчелы, и жители добывали там мед. Следы нашел учитель истории, краевед Петрэ Чабукиани в 1933 году. Рядом с ними он обнаружил несколько карстовых пещер, и вскоре по его предложению гору Сатаплиа объявили государственным заповедником.

Как выглядели сатаплиазавры, каково их систематическое положение — не вполне понятно. Следы вымерших организмов описываются в палеонтологии как отдельные находки — ихнотаксоны — и крайне редко сопоставляются с костными остатками. Тем более что от динозавров Грузии, кроме следов, ничего не сохранилось.

Мы рассказали о находке древнего кита из Калифорнии. По иронии судьбы, окаменелости были найдены на мусорной свалке. В этом материале мы проследим эволюцию китообразных и обратим внимание на самых выдающихся древних китов. Текст впервые был опубликован в блоге автора. Приводится с небольшими изменениями и дополнениями. На его основе был сделан доклад для лектория «Массаракш» на первом белорусском фестивале науки в Минске.

Разнообразие китообразных

Китообразные — одни из самых удивительных млекопитающих. Они полностью перешли на водный образ жизни и приспособились к нему лучше, чем все остальные звери. За миллионы лет эволюции киты почти полностью лишились шерсти, преобразовали передние конечности в плавники в то время как задние атрофировались.

Подборка самых крупных птиц в истории Земли.

Мы уже ранее писали о самой крупной птице, которая известна науке. Теперь почетное место лидера гигантов занимает представитель мадагаскарских птиц эпиорнисовых Воромбе титан. Последние исследования, к слову, показали, что вымирание «слоновых птиц» на острове — было сложным процессом, который растянулся на тысячелетия.