Колонки

Пусть динозавры и вымерли десятки миллионов лет назад, палеонтологи регулярно находят новые окаменелости и открывают новые виды. Некоторые из них поражают своими размерами — как очень маленькими, так и очень большими.

Чаще всего динозавры представляются относительно крупными существами: например, тираннозавр рекс высотой несколько метров. Если говорить о травоядных, то на ум первым делом приходят диплодоки — большие зауроподы юрского периода.

Павел Мушинский из «Лиги палеонтологии» подготовил текст, который подробно разбирает аспекты выживания во времена мел-палеогенового вымирания.

О причинах мел-палеогенового вымирания сказано очень много. Множество факторов сошлись в один момент: экосистемные перестройки, начавшиеся ещё с середины мелового периода, падение Чиксулубского метеорита, извержение Деканских траппов. Но как же выжить в таком аду? Какие адаптации позволили животным преодолеть мел-палеогеновую границу? Давайте посмотрим на наиболее интересных «выживальщиков» тех времён и попробуем разобраться, чем они выгодно отличались от канувших в лету неудачников.

Наш постоянный автор Констатин Рыбаков, который перевел на русский язык «Ренессанс динозавров» Роберта Бэккера и «Динозавры: 150000000 лет эволюции» Даррена Нейша и Пола Баррета, рассказывает о незаслуженно обойденном вниманием киношников абелизавриде карнотавре.

В «Мире юрского периода» мне понравился разве что карнотавр. Знаменит он благодаря рогам на голове, но в кино и документальных передачах появляется редко. Dinopedia приводит список из почти тридцати пунктов, но более-менее заметные из них — разве что сериал Terra Nova и игра Ark: Survival Evolved. В крупных же голливудских фильмах он в прошлый раз появился в мультфильме «Динозавр» в 2000-м году.

Наши партнеры из Noosphere Studio выложили в своем паблике расшифровку рассказа Станислав Дробышевского о наших древних родичах — плезиадаписовых.

Первые приматоподобные существа — пургаториусы (Purgatorius) — существовали в райском мире начала эпохи палеоцена, когда было очень тепло, планету частично покрывали тропические леса, мезозойское похолодание закончилось, и в тропических лесах почти не было хищников. К тому времени динозавры уже вымерли, а хищные птицы ещё не появились на свет. Хищные млекопитающие также ещё не появились в эту эпоху.

В период с середины — конца эпохи палеоцена и до начала следующей эпохи эоцена на свет появляются хищники. Счастье не могло длиться вечно для растительноядных животных. Появляются многие виды птиц, например, такие как совы. Более того, во Франции в эоценовых отложениях были найдены погадки этих ископаемых сов с костями приматов. Мы точно знаем, что совы охотились на наших предков. Появляются кости этих самых сов и первые хищные млекопитающие. В частности, креодонты (Creodonta) и первые предполагаемые представители отряда хищных (Carnivora).

Перед вами мирно шагающий двуногий динозавр. Примерно так могли выглядеть сатаплиазавры, оставившие полторы сотни следов на месте современной горы Сатаплиа неподалеку от грузинского города Кутаиси. «Сатаплиа» по-грузински означает «медовая»: по преданию, на южном склоне горы раньше во множестве селились дикие пчелы, и жители добывали там мед. Следы нашел учитель истории, краевед Петрэ Чабукиани в 1933 году. Рядом с ними он обнаружил несколько карстовых пещер, и вскоре по его предложению гору Сатаплиа объявили государственным заповедником.

Как выглядели сатаплиазавры, каково их систематическое положение — не вполне понятно. Следы вымерших организмов описываются в палеонтологии как отдельные находки — ихнотаксоны — и крайне редко сопоставляются с костными остатками. Тем более что от динозавров Грузии, кроме следов, ничего не сохранилось.