Четверть миллиона лет назад по огромным пространствам Америки и Евразии бродили настоящие гиганты – мамонты, шерстистые носороги, наземные ленивцы. Массивные и неторопливые, они успешно пережили несколько оледенений, но примерно 10 тысяч лет назад их звезда закатилась.

Причина исчезновения мегафауны будоражит ученых, вероятно, с тех самых пор, как об этих животных вообще стало известно. Группа уругвайских палеонтологов недавно предложила свое объяснение такой утраты, причем достаточно необычное >>

Великое вымирание, уничтожившее чуть ли не всю морскую фауну на границе пермского и триасового периодов, обеспечило новым поколениям водных животных уникальные эволюционные возможности. В опустевших океанах заводились и какое-то время существовали самые неожиданные и причудливые существа, какие только можно представить.

Так, один из первых ихтиозавров, живший спустя считанные миллионы лет после вымирания, ничуть не напоминал своих знаменитых продвинутых потомков. Удивительный ящер, стоящий у истоков родословного древа ихтиозавров, обладал маленькой беззубой головой и длинным змеевидным хвостом >>

Рогатые динозавры – цератопсы – были очень многочисленной и разнообразной группой. Это в очередной раз подтвердили американские палеонтологи, описавшие в мае месяце сразу двух новых представителей цератопсов.

Не может не вызывать удивления и восхищения, как, сохраняя единый план строения, примерно схожую модель питания и близкие биологические особенности, рогатые динозавры смогли выработать столько различных вариантов и сочетаний шипов, костяных воротников и прочих отличительных признаков, позволяющих ученым выделять все новые и новые их виды и роды >>

Аргентинские палеонтологи, исследующие древние фауны антарктических островов, открыли одну из самых крупных в истории птиц. Размах крыльев пелагорниса, парившего в небе над тогда еще не покрытым льдами побережьем, превышал 6,4 метра, что вплотную приближается к абсолютному мировому рекорду.

Птицы-гиганты в прошлом были достаточно разнообразны в этих широтах – ученые выделили два их морфотипа и сразу четыре типоразмера, различающиеся по размеру и строению. Однако до наших дней никто из них не дожил – история Pelagornithidae прервалась в плиоценовую эпоху, около 4 млн лет назад >>

Китайские палеонтологи сообщили о находке окаменелостей морских многоклеточных животных, датируемых возрастом в 1,56 млрд лет. Это соответствует среднему протерозою и примерно на миллиард лет старше знаменитого "кембрийского взрыва", считающегося отправной точкой для появления живых существ современного типа.

Как всегда в таких случаях, научное сообщество разделилось на две части. Одни палеонтологи с энтузиазмом приветствуют "открытие века", в то время как другие относятся к нему с нескрываемым скепсисом и выдвигают ряд аргументов, призванных охладить горячие головы китайских коллег >>