Равноногие раки, или изоподы (Isopoda), считаются одними из самых отвратительных паразитов рыб. Некоторые представители этой группы заживо съедают у своего хозяина язык и поселяются в ротовой полости, выполняя функции съеденного органа. Другие выгрызают в теле хозяина настоящие норы, причем достать их оттуда, не убив хозяина, практически невозможно.

Как выясняется, рыбы страдают от этих отталкивающих ракообразных по меньшей мере 150 млн лет. Самый древний из известных сегодня случаев заражения рыб изоподами был обнаружен палеонтологом немецкого университета Людвига-Максимилиана Кристиной Наглер (Christina Nagler) в знаменитых тонкоплитчатых песчаниках Золенгофена >>

Окаменевшие остатки первой в мире фермы обнаружили палеонтологи в юго-западной части Танзании. Ископаемые гнезда термитов возрастом 25 млн лет донесли до наших дней хорошо узнаваемые "грибные сады", играющие важнейшую роль в экологии современных термитов.

Эта находка самым замечательным образом подтверждает сделанное ранее на основании ДНК-исследований методом "молекулярных часов" предположение о том, что переход к фермерству у термитов состоялся как раз 31-25 млн лет назад. Теперь палеонтологи смогут более точно охарактеризовать сроки и эволюцию подобного поведения, которое, как считается, значительно изменило окружающую среду и ландшафт в местах обитания термитов >>

Одним из важных доказательств неимоверной крутизны класса млекопитающих, к которому принадлежим и мы с вами, с давних пор служит тот факт, что наши далекие родственники успешно пережили катастрофу, уничтожившую динозавров. Как выясняется, это чувство гордости имеет под собой достаточно шаткие основания – пережить границу мелового и палеогенового периодов млекопитающим удалось лишь случайно.

Именно такой вывод делают британские палеонтологи из университета Бата. По их подсчетам, одновременно с динозаврами вымерло и более 90% существовавших тогда млекопитающих. И если бы все пошло по-другому, то сегодня на нашей планете господствовали бы птицы. Или земноводные. Или даже рыбы >>

Исчезновение генов из генотипа того или иного вида на первый взгляд трудно считать позитивным событием – ведь куда логичнее предположить, что мы развиваемся, когда получаем что-то, а не когда теряем. Однако биологи университета Барселоны уверены в том, что именно утрата генов имеет огромный потенциал для процессов генетических изменений и эволюционной адаптации.

Обоснованность такого подхода подтвердило недавно жюри международного рейтинга 1000 Prime, оценивающее лучшие статьи по биологии и медицине на основании мнения более чем 10 тысяч ученых по всему миру. Работа испанских эволюционистов оказалась включена в этот рейтинг, как имеющая особое значение в области геномики и генетики >>

Новые доводы в пользу старой гипотезы о водном происхождении змей нашли австралийские палеонтологи. По их мнению, увеличение длины тела и потеря конечностей у предков современных змей были адаптациями к плаванию, а сами доисторические змеи в этом отношении несколько напоминали угрей.

К таким выводам ученые пришли после изучения уникального образца, находящегося в частной коллекции. Это обстоятельство заставило австралийцев еще раз поднять в своей работе вопрос о взаимоотношениях академической науки и палеонтологов-любителей, ведь с одной стороны, частный статус образца потенциально ограничивает доступ к нему исследователей, а с другой – если бы не этот любитель, то образец был бы просто разрушен эрозией >>